В 2024 году транспортные власти Иркутской области намерены сконцентрировать основные усилия не столько на выполнении объемов, сколько на достижении необходимого уровня качества дорожно-строительных работ. Вопрос важный, и решить его помогают эксперты, собравшиеся на IV Международной практической семинаре-конференции «Сибирские дороги». Мероприятие прошло в Иркутске 1-2 февраля.

     

     

    «Показатели выполняем, но этого не достаточно...»

     

         За прошлый год дорожники Иркутской области провели капиталоемкие работы на участках общей протяженностью в 550 километров. Это значимый показатель, учитывая, что большая часть дорог в регионе находится даже не в переходном, а в грунтовом типе покрытия. «Для понимания, это равноценно тому, чтобы в год заасфатировать 2/3 всего Иркутска, – приводит пример министр транспорта и дорожного хозяйства региона Максим Лобанов. - Но сегодня нам необходимо создать условия для предприятий, которые в новом сезоне должны будут выполнить работы качественно и в соответствии с проектной документацией».

     

      Собственно, вопрос качества является главным на повестке дня. «Мы набрали неплохой темп и выполняем показатели, но этого не достаточно – особенно местным жителям, которые ездят по нашим дорогам, – объявил собравшимся заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Виктор Цишковский, добавляя, что необходимо уже пройти этап, когда дороги приходят в негодность быстрее, чем строятся новые. – Нужен прорыв!».

     

    Ближайшие годы заказчик намерен привести в порядок сеть ангарской, иркутской и братской агломераций - для этих территорий уже разработаны документы транспортного планирования. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» Иркутская область направит на работы более 11 млрд рублей. Параллельно с этом продолжит работу и эффективная программа «Транспортный каркас», в которой участвуют населенные пункты, являющиеся центрами притяжения людей с окрестным территорий. «Мы дали возможность выполнить не только капиталоемкие работы (капремонт, строительство и реконструкцию), но и ремонт. Не все дороги требуют проекта и полного изменения конструкции дорожной одежды – где-то достаточно просто заменить верхний слой износа, установить освещение и сделать тротуары», – пояснил Виктор Юрьевич. Действует и программа «Стимул», однако в 2023 году подрядчик не смог выполнить работы качественно, и они не были приняты.

     

     

     

    Конференция "Сибирские дороги" в городе Иркутск вновь бъет рекорды. Организатор конференции  - Анатолий Тараненко (Председатель общественного совета Министерства транспорта Иркутской области, Председатель "Дорожного комитета Иркутского отделения Опоры России", Главный технолог АО "Труд"

         Прорывные технологии
     
         Специально для разрешения вопроса повышения качества организаторы конференции собрали в зале специалистов по цифровым решениям, производителей материалов и техники, чтобы вместе найти пути повышения производительности труда специалистов. «Из сегодняшних докладов видно, что проблемы в отрасли не в отсутствии финансирования, не в материалах или технологиях, а в кадрах и качестве работ подрядчиков, которые фактически не могут освоить все выделяемые средства», – отмечает Павел Кравченко, генеральный директор компании «Ксофт». Чтобы грамотно использовать существующие внутренние ресурсы каждого предприятия и за счет этого увеличивать прибыль, ведущие подрядчики страны берут на вооружение цифровые продукты. Например, программное обеспечение рассчитывает реальную себестоимость строительства или содержания 1 километра дороги и сразу показывает, какой контракт является экономически выгодным, а какой – нет. Кроме того, цифровизация всех внутренних процессов производства создает основу для запуска беспилотных систем, которыми невозможно управлять «за счет тетрадки в клетку».
     
     
        С помощью искусственного интеллекта и нейросетей специалисты дорожного строительства решают задачи в области инструментальной мобильной диагностики. Так, свои новинки из числа передвижных лабораторий представил «Саратовский научно-производственный центр РТД». Мобильное оборудование теперь обладает высокоточной камерой, способной фиксировать проломы, провалы и микротрещины размером до 1 миллиметра. При этом создана специальная программа, которая без участия человека обрабатывает полученные данные. «Раньше этот процесс занимал значительное время и приходилось в камеральных условиях долго и нужно обрабатывать данные, но теперь все происходит в автоматическом режиме: вводите данные и получаете результат в виде табличной формы и выделений на видеокартинке, – поясняет представитель разработчика Михаил Сенаторов. – Производительность повышается в десятки раз!».
    Работу в части цифровизации ведут и производители специального оборудования. Их решения позволяют фиксировать данные о местоположении транспорта, параметрах операций и производить мониторинг работы как машины в целом, так и ее узлов. Компания «Регион 45» представила доработанный в рамках программы импортозамещения автогудронатор «Гефест» с собственной разработкой – системой автоматизации. Машина уже прошла тестирование в экстремальных условиях при строительстве 0 этапа трассы М-12 «Восток». Кроме того, предприятие доработало и протестировало МКУ Р-65115. В целом, собственная система автоматизированного управления реализована на всех машинах, что помогает экономить материал.
     
             К цифровизации подключаются и производители асфальтобетонных заводов. Компания «ТТМ» представила собравшимся собственные наработки в части автоматизации процессов производства смеси. «Тема для нас абсолютно новая, – признается руководитель проектов Павел Биба. – Каждая система управления АБЗ уже позволяет формировать статистику, которая включает погрешности по температуре и взвешиванию. Это первые вводные данные, которые загружаются в наше программное обеспечение "База знаний"». После этого камеры на точке выгрузки и весовом хозяйстве передадут информацию о номере автомобиля под загрузкой, тоннаж и рецепт смеси вместе с ее температурой. Далее в режиме онлайн датчики расскажут, в каком состоянии асфальтобетон поступил на объект и был загружен в асфальтоукладчик. В будущем система поможет дать ответы на важные вопросы: какой поставщик предоставил инертные материалы и полимеры для работ на данном участке дороги, соблюдались ли температурный режим и технология.
    На новый уровень выходят технологии информационного моделирования. «На данный момент пройдено их успешное пилотирование на первом из объектов дорожного строительства и реконструкции на участке автомобильной трассы М-7 «Волга». «Это повышает качество разработки проектной документации и сокращает сроки, согласно проведению строительно-ремонтных работ именно в контуре цифровизации процессов, – обращает внимание исполнительный директор Ассоциации «Цифровая эра транспорта» Дмитрий Ольховиков. – Для данных технологий уже нашлось свое место и в ФАУ «РОСДОРНИИ» и в Федеральном дорожном агентстве, где их широко поддерживают. Надеюсь, что масштабирование технологии будет делом короткого периода времени».
     
       Богатство Сибири
     
         Качество проведенных работ напрямую связано с качеством материалов. Новый стандарт ГОСТ 71009-2023 определил использование битумного вяжущего температурой от 52 до 46 градусов (PG 52-46). «Но ни одно органическое вяжущее не даст такую температуру. Это природа, поэтому, конечно, его нужно модифицировать», – пояснила собравшимся заместитель генерального директора по инженерно-техническому сопровождению и внедрению «Средневолжский НИИНП» Полина Тюкилина.
     
         Производство модифицированных битумных вяжущих, в том числе PG 52-46, на территории Сибири активно развивает «Роснефть-битум». По словам и.о. генерального директора компании Юлии Сургановой, уже более 400 тысяч тонн продукции выпущено, а в 2024 году производитель сосредоточит внимание на расширении марочного ассортимента и увеличении объемов производства.
     
         Кадровый голод для умной дороги
     
    Не последнюю роль в повышении качества дорожно-строительных работ региона отводится совершенствование системы подготовки кадров. Так, в первую очередь, на повышение квалификации направлены все специалисты муниципалитетов области, отвечающие за дорожные блоки. На базе Иркутского политеха ИРНИТУ специально для них  разработана программа обучения.
     
        Для действующих дорожников представлены различные программы по переподготовке и повышению квалификации. Как указала Александра Курзанова из «Северо-западной академии инженерных технологий», обучение позволит снизить риски для организации из-за низкой квалификации рабочих, среди которых: дефекты и их устранение в рамках гарантии, штрафные санкции и задержка сроков сдачи объекта, износ техники и перерасход материалов.
     
         Кроме того, в этом году местный колледж транспорта и строительства стал победителем национального проекта «Профессионалитет» и получил в общей сложности 120 млн рублей. Деньги пойдут трансформацию образовательного процесса. Так, вместе с ведущими работодателями региона учебное заведение подготовит новые учебные программы и закупит спецтехнику для отработки теоретических знаний, а все преподаватели пройдут переподготовку на лучших площадках Российской Федерации. «Работодатели являются полноценными участниками образовательного процесса: мы вместе разрабатываем программы и приобретаем современное оборудование для подготовки, – подчеркивает Наталья Черных, директор СКТиС ФБГОУ ВО ИрГУПС. - Уже 1 сентября мы откроем двери для первых абитуриентов, а через год поделимся результатами».